ИСПАНСКИЙ КОРОЛЕВСКИЙ КОННЫЙ ПОРТРЕТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII СТОЛЕТИЯ

  • Валентина Захаровна Бун Центр научных учреждений РАХ
Ключевые слова: конный портрет; Карлос II; Испания; барочная живопись; Эррера Барнуэво.

Аннотация

В статье анализируется малоизученная группа живописных произведений: королевский конный портрет времен правления короля Карлоса II в Испании во второй половине XVII столетия. До сегодняшнего времени зарубежных исследователей интересовали в основном выборочные художественные произведения или творчество отдельных художников, в то время как отечественные специалисты в целом не обращались к этой проблематике. Данное исследование является попыткой представить общую последовательную картину формирования и развития конного портретного изображения Карлоса II, отразившего как специфические особенности репрезентации конкретного испанского правителя, так и характерные черты национальной художественной школы портретирования рассматриваемого периода. Наибольший интерес представляют произведения, выполненные в 1670-х гг., когда в Испании продолжался режим регентства и во главе государства находилась королева вдова Марианна Австрийская. Следуя ее пропагандисткой политике, художник Эррера Барнуэво создает первые конные портретные изображения Карлоса II, призванные представить испанскому народу и соседним государствам юного болезненного Карлоса в образе умелого, сильного правителя и триумфального военачальника. В дальнейшем в мастерской художника и за ее пределами будут выполнены многочисленные копии и вариации на данную композиционную схему для различных государственных институтов и частных коллекций, в результате чего Карлос II становится испанским Габсбургом с наибольшим количеством конных портретов. Таким образом, испанский королевский конный портрет во второй половине XVII столетия помимо того, что следует общеевропейской линии развития барочного искусства, приобретает дополнительную социальную функцию — становится инструментом политической пропаганды, что было в целом характерно для испанского придворного портрета рассматриваемого периода.

Биография автора

Валентина Захаровна Бун, Центр научных учреждений РАХ

искусствовед, заместитель директора по научной работе Научной библиотеки Российской академии художеств

Литература

Alcalá Subastas. 8 y 9 de octubre. Madrid, 2008. 300 p. (in Spanish)

Hermoso Cuesta M. Los retratos ecuestres de Carlos II y Mariana de Neoburgo por Lucas Jordán. Una aproximación a su estudio, Artigrama, 1999, vol. 27, no. 1, pp. 293–304. (in Spanish)

Hermoso Cuesta M. Lucas Jordán y la corte de Madrid. Una década prodigiosa 1692–1702. Zaragoza, Caja de Ahorros de la Inmaculada de Aragón Publ., 2008. 318 p. (in Spanish)

Isbilya debuta en Madrid con más de 1200 lotes. The official site of Ars Magazine: Revista de arte y coleccionismo S. L. Available at: https://arsmagazine.com/isbilya-debuta-en-madrid-con-mas-de-1200-lotes/ (accessed: 12.03.2020). (in Spanish)

Liedtke W. A.; Moffitt J. F. Velázquez, Olivares, and the Baroque Equestrian Portrait. The Burlington Magazine, 1981, vol. 123, no. 942, pp. 528–537.

Lot no. 77. Sebastián Herrera Barnuevo. The official site of Dorotheum. Available at: https://www.dorotheum.com/en/l/5137205/ (accessed: 12.03.2020). (in Spanish)

Mínguez Cornelles V. Cuando el poder cabalgaba. Memoria y Civilización, 2009, no. 12, pp. 71–108. (in Spanish)

Mínguez Cornelles V. La imagen del poder durante el reinado de Carlos II de Habsburgo: construcciones iconográficas para un rey enfermo. El arte de las naciones: el Barroco como arte global. Puebla, 2016, pp. 287–295. (in Spanish)

Mínguez Cornelles V. La invención de Carlos II. Apoteosis simbólica de la casa de Austria. Madrid, Centro de Estudios Europa Hispánica Publ., 2013. 408 p. (in Spanish)

Moffitt J. F. Velázquez y el significado del retrato ecuestre barroco. Goya, 1988, no. 202, pp. 207–215. (in Spanish)

Pascual Chenel A. El retrato de Estado durante el reinado de Carlos II. Imagen y propaganda. Madrid, Fundación Universitaria Española Publ., 2010. 653 p. (in Spanish)

Pascual Chenel A. Sebastián de Herrera Barnuevo y los retratos ecuestres de Carlos II durante su minoría de edad, fortuna iconográfica y propaganda política. Reales Sitios: Revista del Patrimonio Nacional, 2009, no. 182, pp. 4–26. (in Spanish)

Pascual Chenel A. Un nuevo retrato ecuestre de Carlos II, por Herrera Barnuevo. Archivo español de arte, 2005, vol. 78, no. 310, pp. 179–184. (in Spanish)

Portús Pérez J.; García-Máiquez J.; Dávila R. Los retratos ecuestres de Felipe III y Margarita de Austria de Velázquez para el Salón de Reinos. Boletín del Museo del Prado, 2011, vol. 29, no. 47, pp. 16–39. (in Spanish)

Richardson E. P. Rubens’ Portrait of the Cardinal-Infante Ferdinand. Bulletin of the Detroit Institute of Arts of the City of Detroit, 1974, vol. 27, no. 1, pp. 1–4.

Úbeda de los Cobos A. Luca Giordano y Carlos II. Cortes del Barroco: de Bernini y Velázquez a Luca Giordano. Madrid, Patrimonio Nacional Publ., 2003, pp. 73–84. (in Spanish)

Zapata Fernández de la Hoz M. T. La entrada en la corte de María Luisa de Orleans: Arte y fiesta en el Madrid de Carlos II. Madrid, Fundación de Apoyo a la Historia del Arte Hispánico Publ., 2000. 374 p. (in Spanish)

Опубликован
2020-11-04
Раздел
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РЕНЕССАНСА И НОВОГО ВРЕМЕНИ