СЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ ПЬОМБО И «БОЛЬШОЙ СТИЛЬ» ЖИВОПИСИ РИМА 1510–1520-Х ГГ.

  • Елена Алексеевна Кононенко
Ключевые слова: Себастьяно дель Пьомбо; римская живопись 1510–1520 гг.; «Большой стиль»; Рим; итальянская живопись.

Аннотация

В отечественной традиции Себастьяно дель Пьомбо, большой мастер итальянской живописи Ренессанса, был и остается недооцененным. До настоящего времени на русском языке не опубликовано ни одной книги или статьи, посвященной творчеству Себастьяно, хотя в эрмитажной коллекции находится ряд первоклассных работ художника, созданных в его лучший — римский — период.  Путем анализа и сопоставления композиционных решений произведений Микеланджело, Рафаэля и Себастьяно дель Пьомбо, созданных между 1512 и 1523 гг., автор прослеживает особенности подхода к теме у каждого из них и отстаивает положение о творческой самостоятельности Себастьяно. Он черпает отдельные формальные моменты у «титанов» (в большей степени у Микеланджело). Но, сохраняя видимую связь с прообразом, изменяет образец в соответствии с собственной идеей и исполняет свое произведение в совершенно индивидуальной манере, что отличает дель Пьомбо от современных ему римских живописцев, таких как Джулио, Содома, Перуцци и др., именно подражающих своим учителям — Микеланджело и Рафаэлю. То, что на данном этапе характеризует дель Пьомбо — это обострение индивидуального видения произведений «титанов», умение использовать чужие достижения для решения своих художественных задач. Он достигает относительной гармонии «своего» и «чужого».   

Биография автора

Елена Алексеевна Кононенко

искусствовед, независимый исследователь

Литература

Freedburg S. J. Drawings for Sebastiano or by Sebastiano: the Problem Reconsidered. The Art bulletin, 1963, XLV, pp. 253–258.

Freedburg S. J. Painting of the High Renaissance in Rome and Florence. Cambridge (Mass), Harvard University Press Publ., 1961. 644 p.

Grashhenkov V. N. Rafael' (Raphael). Moscow, Iskusstvo Publ., 1975. 214 p. (in Russian)

L’opera completa di Michelangelo pittore. Milano, Rizzoli Publ., 1966. 110 p. (in Italian)

L’opera completa di Raffaello. Milano, Rizzoli Publ., 1966. 128 p. (in Italian)

L’opera completa di Sebastiano del Piombo. Milano, Rizzoli Publ., 1980. 148 p. (in Italian)

Palucchini R. Sebastian Viniziano (Fra Sebastiano del Piombo). Milano, Mondadori, 1944. 237 p. (in Italian)

Rotenberg E. I. Iskusstvo Italii 16 veka (Italian Art in the 16th Century). Moscow, Iskusstvo Publ., 1967. 470 p. (in Russian)

Rotenberg E. I. Mikelandzhelo Buonarotti (Michelangelo Buonarotti). Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1976. 30 p. (in Russian)

Salvini R. La cappella Sistina in Vaticano. Milano, Rizzoli Publ., 1965. 300 p. (in Italian)

Vipper B. R. Bor'ba techenii v ital'ianskom iskusstve 16 veka (1520–1590) (The Struggle of Movements in Italian Art in the 16th Century (1520–1590)). Moscow, Academia Nauk SSSR Publ., 1956. 371 p. (in Russian)

Опубликован
2020-11-04
Раздел
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ РЕНЕССАНСА И НОВОГО ВРЕМЕНИ